Главное меню:
Оптимизация налогообложения необходима не только по такой очевидной причине, как противодействие увеличению налоговой нагрузки. И даже не по тому, что использовать схемы минимизации налогов в условиях нечестной конкуренции вынуждены даже добросовестные налогоплательщики. В условиях, когда налоговые поступления в бюджет разворовываются и, по словам президента России, только в системе госзакупок "Объем воровства можно снизить на триллион рублей", вопрос о целесообразности налоговой оптимизации выходит за рамки экономики и должен рассматриваться в том числе и с точки зрения морали. Излишние платежи в бюджет следует считать аморальным поступком.
Налоговая оптимизация -
Если задача минимизации налогов будет поставлена после того как разработана организационная и финансовая схема бизнеса, решить её будет очень сложно. Внимание налогообложению необходимо уделять с самого начала планирования хозяйственной деятельности. При этом необходимо понимать, что главной целью оптимизации должно быть не снижение налогов, а увеличение доходов от предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей.
Законные способы оптимизации
В наибольшей степени налогообложение зависит от системы налогообложения и вида (условий) договора. Поэтому основные направления законных способов оптимизации сводятся к изменению системы налогообложения и к изменению вида (условий) договора. Отдельно можно выделить максимальное использование всевозможных льгот и компенсаций.
Изменение системы налогообложения.
1.Выделение отдельных подразделений компании в самостоятельные хозяйствующие единицы
2.Заключение договора с предпринимателем (возмездного оказания услуг, выполнения работ, и пр.)
Изменение вида договора.
1.Выбор между договорами поставки и комиссии.
2.Замена трудовых отношений гражданско-
3.Передача части работ на аутсорсинг.
4.Аутстаффинг, или аренда персонала.
Обязательные условия применения всех способов:
1.Повышенное внимание качеству документального оформления расходов
2.Обоснование экономической целесообразности расходов
3.Непритворный характер заключаемых сделок.
4.Неаффилированность контрагентов.
5.Самостоятельность низконалоговых субъектов.
Законные способы оптимизации являются трудозатратными и дорогостоящими в применении.
Для оценки эффективности законных методов снижения налогов следует сравнить сумму налоговой экономии и сумму затрат на документальное и бухгалтерское оформление.
Противозаконные способы оптимизации
Самый эффективный способ уменьшения налогов – не платить налоги совсем.
С некоторой степенью условности можно считать налоговой оптимизацией использование «фирм-
Основными преимуществами способов незаконной оптимизации является их эффективность и простота.
Для оценки эффективности противозаконных методов снижения налогов следует сравнить сумму экономии и сумму возможных штрафных санкций.
Налоговое планирование
Для целей снижения налогов наиболее перспективным будет подход, при котором оптимизация налогообложения рассматривается как составная часть налогового планирования.
Необходимость такого подхода вызвана двумя факторами:
1.Взаимосвязанность налогов. Снижение одного из налогов может вызвать увеличение общей суммы налогов предприятия.
2.Изменчивость налогового законодательства, условий деятельности и видов деятельности предприятия.
При налоговом планировании разрабатывается несколько налоговых схем. Затем на основе расчета составляются конкретные планы налоговых платежей, то есть налоговый календарь, и выбирается оптимальная налоговая схема.
Налоговое планирование необходимо применять перед проведением крупных сделок, при подготовке к новым видам экономической деятельности.
Налоговая нагрузка
Граница между налоговой оптимизацией и уклонением от налогов может быть проведена по-
В этой ситуации полезно внимательно разобраться с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, которая утверждена Приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-
Налоговые органы при принятии решений о назначении выездной налоговой проверки учитывают такой показатель, как налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка – это отношение суммы налогов к выручке. Данный показатель сравнивается со средним уровнем в конкретной отрасли либо по виду экономической деятельности (Приложение №3).
Налоговые органы рассчитывают налоговую нагрузку в соответствии с методикой, изложенной в Письме от 13.08.1996г №04-
Самостоятельно величину налоговой нагрузки можно определить по следующей формуле:
∑ Н
К = -
В
где: К – налоговая нагрузка, %; ∑Н – сумма всех начисленных налогов и взносов, включая штрафы и пени, руб; В – выручка от реализации, включая НДС, руб;
Должная осмотрительность
Любой налогоплательщик может быть признан недобросовестным, если он не проявил должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Под непроявлением должной осмотрительности понимается как неосведомленность о нарушениях, допущенных контрагентом, так и непринятие мер по проверке добросовестности контрагента. (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды")
В судебных решениях названы следующие действия, свидетельствующие о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности:
• Истребование у контрагентов регистрационных и учредительных документов;
• Проверка наличия надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени контрагентов;
• Запросы в государственные органы.
Основные признаки проблемного контрагента:
• Не зарегистрирован на территории осуществления деятельности;
• Не представил бухгалтерскую и налоговую отчетность либо сдал нулевую декларацию;
• Не платит налоги в бюджет;
• Отсутствует по юридическому адресу;
• Не дал ответы по результатам встречной проверки;
• Проводит расчеты по сделкам внутри одного банка;
• Отсутствуют возможности для выполнения условий договора